Рабочая программа воспитания
СОГЛАСОВАНО (Протокол от 30. 08.2021) |
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия №9» Чалая В.Ю. |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2025 гг.
Заместитель директора по ВР
Чмарова Л.И.
г.о. Балашиха
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ «Гимназия№9» имени С. Г. Горшкова (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Гимназия№9» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать гимназию воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности гимназии.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в гимназии.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ГИМНАЗИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Микрорайон Купавна г.о. Балашиха, в котором находится наша гимназия, расположен в значительной отдаленности от границ городского округа. Территориальная доступность для интеллектуального, культурного, физического развития детей, их семей и жителей всегда остается актуальна. Вовлекая в различные виды деятельности не только наших учащихся, но и их родителей и жителей микрорайона, мы укрепляем атмосферу сотрудничества, влияем на воссоздание авторитета семьи, привлекаем общественность к проблемам подрастающего поколения, сближаем гимназию и общество. Сегодня гимназия № 9 им. С.Г. Горшкова предоставляет широкий спектр образовательных услуг, осуществляет гражданское воспитание детей и молодёжи, устанавливает партнёрские отношения с каждой семьёй своих учеников, со всеми родителями, которые составляют значительное число членов окружающего сообщества. Поэтому возникла необходимость и актуальность создания социально-воспитательного центра в данной социокультурной среде микрорайона, которая продиктована требованиями времени, ведь именно гимназия стала социокультурным центром, который объединяет всех жителей. Таким образом, участниками социокультурного центра становятся: учащиеся гимназии, учащиеся других ОУ, проживающие в нашем микрорайоне, дошколята, родители, педагоги, работники гимназии, ветераны, выпускники, общественность нашего микрорайона, жители. Чтобы гимназия явилась желаемым местом досуга, развития социально значимой деятельности ребенка и его семьи, мы работаем над созданием такой образовательной среды, чтобы каждый ребенок и его семья почувствовали свою социальную значимость, открыли в себе таланты, творческие возможности, увидели ценностные приращения в своих семьях.
Процесс воспитания в МБОУ «Гимназия№9» основывается на следующих принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации;
Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности;
Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной, внешкольной, общественно значимой деятельности;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в гимназии детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей гимназии формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско - патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала;
Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т. д;
Основными традициями воспитания в МБОУ «Гимназия№9»
являются следующие:
Ключевые общешкольные Проекты, Фестивали, дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
конструктивное межличностное, межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
ориентация на формирование, развитие и активизацию школьного и ученического самоуправления, основанного на 5-ти субъектной системе сотрудничества ученик- учитель-родители- выпускник- общественность, на создание детских общественных формирований в рамках реализации подпрограмм «Школьная Флотилия Гимназии» и «Адмиралтейство», на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ «Гимназия№9» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
-Поддерживать традиции гимназии и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
-реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;
-инициировать и развивать школьное и ученическое самоуправление, их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
-развивать 5-ти субъектную систему сотрудничества гимназии: ученик- учитель- родители- выпускник- общественность.
-развивать музейную педагогику, оранизовывать совместную деятельность гимназии и социума в микрорайоне.
-инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ);
-вовлекать обучающихся в систему внеурочной деятельности, спортивные секции, реализовывать их воспитательные возможности;
-организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся
-организовывать профориентационную работу с обучающимися;
-реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни гимназии, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
-развивать предметно-эстетическую, творческую среду гимназии и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа гимназии..
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:
- 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:
- усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут,
- самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника
- развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
- 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
- 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в гимназии, в то числе:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
- опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
- опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы Гимназии.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Традиционные общешкольные дела:
- День Знаний
- Выборная кампания «Новая волна»
- День учителя
- День Флотилии
- День Морячка
- День Пятерки
- Торжественные посвящения с союзы Эскадр.
- Новогодние и рождественские праздники
- Тематические праздники и классные часы
- Фестиваль талантов
- Фестиваль «Мы-семья» совместно с семьями.
- Патриотические уроки « Равнение на Адмирала»
- Патриотические акции и фестивали
- Праздничные концерты и праздники России
- Советы капитанов и собрания Флотилии
- Конкурс «Лучшая эскадра», « Лучший классный корабль».
- Торжественная церемония награждения классов « Звездный час».
- Торжественная церемония « Последний звонок»
В течение учебного года планируются и организовываются и другие мероприятия, которые анализируются для развития новых ключевых дел, традиций.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в гимназии.
В гимназии используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;
- городские методические площадки для обучающихся и педагогов по развитию ученического самоуправления;
- дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и поселка;
- проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне гимназии, так и на уровне города, региона, России, в которых участвуют все классы гимназии;
- торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в гимназии и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героико-патриотическим воспитанием;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести гимназии в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие гимназии. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в творческие группы по подготовке общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;
- участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
· вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела гимназии в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
В гимназии обучающиеся принимают активное участие в ключевых творческих делах – это те мероприятия, которые отражают традиции гимназии:
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
- работу с классным коллективом;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
- инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса в сотрудничестве с семьями учащихся, детской социальной активности, в том числе и РДШ;
- поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; совместно с родителями учащихся реализация патриотических, социально-значимых проектов.
- организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности),позволяющие:
- вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них,
- установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через:
- игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;
- походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями;
- празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т. д.;
- регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- мотивация исполнения существующих в гимназии и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, поведения, внешнего вида, которым они должны следовать в гимназии в рамках уклада школьной жизни, корпоративной культуры.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- мотивация ребенка на участие в жизни класса, гимназии, на участие в деятельности самоуправления, общественном детском/молодежном движении.
- мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении;
- вовлечение ребенка в спортивную деятельность, систему дополнительного образования, внеурочную деятельность.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
- Регулярный мониторинг личностных достижений каждого учащегося.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, круглых столов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию в классных делах, классных часах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- профессиональная помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией гимназии и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; использование новых эффективных форм проведения родительских собраний.
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; делегирование родителей в Советы и Комитеты гимназии – органы родительско-общественного самоуправления,
- организация плодотворного сотрудничества традиционной системы самоуправления в классе и в гимназии.
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, фестивалей семейных традиций, направленных на сплочение, сотрудничество семьи и гимназии.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
3.3. Модуль «Самоуправление» Школьная Флотилия.
Поддержка детского ученического самоуправления в гимназии помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне гимназии назначается куратор развития ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в МБОУ Гимназия№ 9 существляется следующим образом.
На уровне гимназии:
- через деятельность выборного Совета учащихся – Адмиралтейства, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через работу постоянно действующих Комитетов по направлениям деятельности и по возрастным критериям, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.
Комитеты школьной Флотилии по направлениям деятельности:
Комитет «Сыны Отечества»
Комитет «Просвещение и ИКТ»
Комитет «Юстиция и ЧС»
Комитет «Культура»
Комитет «Экология»
Клуб «Олимп»
По возрастным критериям:
Эскадра «Юнги» - 1-2 классы
Эскадра «Старшие Юнги» - 3-4 классы
Эскадра «Радуга» - 5-6 классы
Эскадра «Бригантина»- 7-8 классы
Эскадра «Флагман» - 9-11 классы
В каждого комитете и эскадре ежегодно выбирается и назначается командир.
Возглавляет Флотилию Адмирал. Выбора Адмирала проходят ежегодно в начале учебного года.
Флотилия имеет атрибутику: флаг, гимн, значок.
На уровне классов:
- через деятельность классных кораблей, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- в классе ежегодно выбирается капитан классного корабля.
- Формируются команды по направлениям деятельности Флотилии и интересам детей, выбираются и на назначаются командиры.
- Все учащиеся класса по своим интересам на добровольной основе распределяются в команды.
- Классный корабль имеет свою атрибутику: название, девиз, флаг, песню, пилотки, галстуки.
- Классный корабль ведет судовой журнал, в котором отражается деятельность класса, достижения.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел;
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями, и т. п.
3.4. Модуль «Школьный урок»
В МБОУ « Гимназия№9» анализ воспитательного потенциала урока с 1 по 11 класс включен в ВШК и осуществляется заместителем директора по воспитательной работе и администрацией гимназии.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ « Гимназия№9» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
- Управляющий совет Гимназии, в состав которого входят представители родительской общественности. Управляющий совет является основным законодательным органом МБОУ «Гимназии№9».
- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- Комитет « Матери за светлое будущее»
Комитет, работающий в МБОУ «Гимназии №9» является одной из форм самоуправления общеобразовательного учреждения и создан в целях организации работы по активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и для организации профилактической работы с семьями.
Комитет «Матери против наркотиков» действует на основании Положения, утверждаемого в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения.
Основной целью Комитета «Матери против наркотиков» является создание мощной профилактической защиты детей от употребления ПАВ и формирование осознанного выбора ими здорового образа жизни, содействие в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями, обобщение и распространение опыта успешных семей, семейных традиций.
В своей деятельности Комитет «Матери против наркотиков» решает следующие задачи:
-профессиональное содействие родителей гимназии в профилактической деятельности, направленной против употребления ПАВ;
-психолого-педагогическое содействие родителей — специалистов в работе, направленной на профилактику употребления ПАВ, повышение значимости и роли семейного воспитания;
-социальная родительская поддержка и помощь в работе, направленной на профилактику употребления ПАВ;
-укрепление семейных традиций и ценностей;
-содействие родителей в этическом и духовно-нравственном воспитании учащихся, в привитии интереса и любви к искусству, в развитии творческого потенциала учащихся в рамках работы по профилактике употребления ПАВ;
-пропаганда здорового образа жизни, вовлечение трудных подростков в спорт, туризм, занятия физической культурой;
-воспитание патриотизма и любви к Родине.
- Совет отцов
Востребованность отцовского участия в воспитании подрастающего поколения, совместной досуговой деятельности всей семьи очень актуальна в настоящее время. Учитывая, что в гимназии много неполных семей, в которых дети воспитываются одной матерью, позитивная совместная деятельность является важным фактором для полноценного развития личности ребенка. В состав «Совета отцов» входят 1-2 представителя от каждого класса.
В своей деятельности «Совет отцов»:
- обсуждает поведение родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей;
- ставит перед государственными организациями вопрос о привлечении таких родителей к ответственности, установленной Законодательством РФ.
- оказывает помощь классным руководителям в проведении профилактической работы с учащимися, состоящими на всех видах учёта;
- содействует администрации гимназии в проведении лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с несовершеннолетними и их семьями, направленных на профилактику правонарушений и преступлений;
- формирует положительный облик отца, активизирует работу с семьёй ;вовлекает учащихся и семьи в спортивную и туристическую деятельность
- выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета, общешкольного родительского собрания для принятия решения руководством гимназии и родительской общественностью;
- принимает участие в проведении профилактических рейдовых мероприятиях, организуемых администрацией гимназии;
- рассматривает персональные дела учащихся и родителей, требующих особого воспитательно-педагогического внимания;
- участвует в деятельности Управляющего совета гимназии.
- родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;
- родительско-педагогические советы с целью рассмотреть актуальные вопросы воспитания и принятия совместных решений для успешного развития личности каждого учащегося гимназии, здоровьесбережения, комфортного пребывания учащихся в гимназии.
- родительские дни- «Дни Сотрудничества», во время которых родители могут посещать всех учителей- предметников, встречаться с администрацией гимназии, психолом, социальным педагогом. Данная форма работы направлена на индивидуальную работу с каждой семьей ребенка для успешного обучения и воспитания учащихся гимназии.
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
- Дистанционные формы родительных собраний и тематических встреч.
На уровне класса:
- классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;
- деятельность родителей с системе сотрудничества по различным направлениям самоуправления в классном коллективе.
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
- профессиональное содействие родителей в системе сотрудничества для успешного воспитания и развития личности ребенка.
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- сотрудничество родителей, учащихся класса и классного руководит в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
3.7. Модуль «Школьный музей «Купавинец»»
Музей гимназии обладает большим образовательным потенциалом. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.
В системе воспитательной работы основная задача музея гимназии – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Значимость школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности: поисково-собирательской, фондовой, научно-исследовательской, экскурсионно-выставочной, проектной.
В работе школьного музея принимают активное участие представители всех классов гимназии.
Особоя роль в деятельности музея гимназии возлагается на комитет « Сыны Отечества».
Музей «Купавинец» является партнером музейного комплекса г.Москва на Поклонной горе и осуществляет совместную патриотическую деятельность, участвует в реализации значимых проектов.
Школьный музей активно сотрудничает с родителями учащихся гимназии, советом ветеранов ВОВ, жителями микрорайона Купавна. Совместная деяельность предусматривает участие в организации памятных вечеров, встреч с почетными гостями.
В музее имеется обширная библиотека, насчитывающая несколько сотен изданий по региональной истории и истории ВМФ России. Это является для учащихся научно-исследовательской группы хорошей возможностью для работы с научной литературой.
Работа в школьном музее неразрывно связана с краеведческой и поисково-исследовательской деятельностью, имеющую социальную направленность. Организация экспедиций, знакомство с историческими документами, работа в библиотеках города, переписка, общение с людьми – всё это приводит к повышению образовательного уровня ученика, способствует реализации его личностного потенциала, развитию способности самостоятельно приобретать новые знания и умения.
Важной миссией школьного историко – краеведческий музея является развитие статуса школьного музея в культурно- патриотический центр микрорайона Купавна.
Музей «Купавинец» объединяет 5 объектов- экспозиций на разных территориях гимназии.
Старый музей- залы самого музея:
1 зал «История военно-моркого флота России».
2 зал «История гимназии».
3 зал «Зал воинской Славы».
Новый музей :
Морской бульвар- центральная рекреация гимназии
«Музей под открытым небом» :
Памятник С. Г. Горшкову на пришкольной территории
Якорь морской славы – пришкольная площадь
Морские военно- боевые экспонаты – на пришкольной площади.
3.8. Модуль «Профориентация»
В гимназии на базе 10-11 классов осуществляется профильное образование по запросу учащихся и родителей. В 7-9 классах по желанию учащихся и родителей предоставляется предпрофильное образование. Гимназисты изучают и погружаются в те предметные области, которые им необходимы для успешной реализации себя в будущей профессии. В данном направлении деятельности осуществляется сотрудничество с Вузами Москвы и Московской области.
С 1 по 11 класс со всеми учащимися гимназии ведется работа по профориентации.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает вопросы по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение всероссийских открытых уроков
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу гимназии, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
В МБОУ Гммназия№9 осуществляется деятельность Медиацентра.
Школьная газета «На всех парусах», Видеостудия «Попутный ветер», школьное радио, интернет- группы, сайт- странички.
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету образовательной организации, школьное радио, сайт образовательной организации и т.п.) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления, РДШ и т.д.;
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающих интернет-сайт гимназии и группу в социальных сетях по различным направлениям с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы.
3.10. Модуль « Детские общественные организации. РДШ».
Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие гражданско-патриотических качеств личности ребенка на основе интересов и потребностей детей. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ.
РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в гимназии, семье, ближайшем социальном окружении.
Воспитание в РДШ осуществляется через направления:
- Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей гимназии, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; любобовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО;
- Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благо- устройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения.
- Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения и т. д.
- Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички гимназии и РДШ в соц. сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соц. сетях.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
- участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях;
- коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
- информационно-просветительские мероприятия;
- разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
- организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
3.11. Модуль «Организация предметно эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ Гимназии №9 при условии ее грамотной организации обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком гимназии.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой гимназии как:
- оформление интерьера школьных помещений на основе военно- морских традиций.
- размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; видеоэкранов, отражающих анонсы интересных событий, происходящих в образовательной организации, в городе, в России (знаменательные даты, праздники, дни памяти, проведение ключевых дел, интересных встреч и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг класса, песня класса, эмблема класса, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
- Размещение в центральной рекреации гимназии экспонатов музейного комплекса
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в гимназии воспитательной работы осуществляется по выбранным самой гимназией направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ каждую четверть классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании кафедры классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации.
В конце учебного года в гимназии осуществляется комплексный анализ воспитательной работы: учащиеся, капитаны классных кораблей, классный руководитель, родители, заместитель директора по воспитательной работе.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год,; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в гимназии совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в гимназии совместной деятельности детей и взрослых могут быть Советы капитанов, собрания эскадр, круглые столы активов класса, родителей и администрации гимназии, беседы с обучающихся и их родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, капитанами классных кораблей, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете гимназии.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством существующего в гимназии школьного и ученического самоуправления;
- качеством сотрудничества образовательной организации и семьями обучающихся.
- качеством организуемой в гимназии внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством функционирующих на базе образовательной организации отделения РДШ, отряда ЮИД;
- качество развития музейной педагогики гимназии
- качеством профориентационной работы образовательной организации;
- качеством работы медиа образовательной организации;
- качеством организации предметно-эстетической среды гимназии;
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.