Музей "Купавинец"

В нашей гимназии в процессе многолетней работы сформировалась система патриотического воспитания, которое является самым приоритетнынаправлением деятельности гимназии. Педагогические усилия мы направляем не только на интеллектуальную, но и гражданскую духовную и культурную жизнь наших учащихся.

Очень ценным для нас является сохранение военно-морских традиций, которые стали основополагающими  в концепции воспитательного процесса гимназии.

Открытие музея состоялось в апреле 2005г. накануне 60 - летия победы советского народа в Великой Отечественной войне. Музей создан  на базе краеведческого кружка. Аттестован музей был в 2008 году и получил название историко-краеведческого музея «Купавинец». С 2010 года открыт для всех жителей микрорайона Купавна. 

<

В честь 75-летия Великой Победы МБОУ «Гимназия 9» г.о. Балашиха поздравляет всех с праздником и приглашает на видеоэкскурсию в школьный музей «Купавинец».

<

Музей гимназии состоит из трёх залов. В каждом зале есть свои бесценные экспонаты. 

1зал «История военно-морского флота России».

          Зал посвящен доблести военно-морского флота России и Герою Советского Союза, Адмиралу Флота советского союза С.Г. Горшкову.
          Экспонаты зала рассказывают о создании флота России, традициях военно-морского флота Отечества, о славном героическом пути прославленных адмиралов флота Российского, именами  которых названы улицы микрорайона Купавна( Павел Степанович Нахимов, Степан Осипович Макаров, Николай Герасимович Макаров, Сергей Георгиевич Горшков). Волнующим экспонатом зала является капсула  с морской водой с места, где погибла подводная лодка «Курск».  В зале представлены книги, экспонаты, личные вещи С.Г.Горшкова, подаренные дочерью  Адмирала Еленой Сергеевной Горшковой.

2 зал «История  гимназии».

Экспонаты этого зала рассказывают об истории поселка Купавна и нашей гимназии. В витринах зала можно видеть личные вещи и документы учителей и директоров гимназии, посвятивших свою жизнь детям.

Уникальный экспонат этого зала – аттестат , выданный Министерством Народного Просвещения в 1914 году.

3 зал «Зал  воинской Славы».

Экспонаты зала рассказываю о героизме и мужестве защитников Москвы в годы  Великой Отечественной  войны. Личные вещи красноармейцев и трофеи, найденные на Подмосковной земле, говорят о бессмертном подвиге нашего народа в дни и месяцы контрнаступления наших войск под Москвой.

Учащиеся нашей гимназии поддерживают самые тёплые отношения с ветеранами ВОВ, которые являются частыми гостями школьного музея.  Витрины  хранят  вещи и документы ветеранов ВОВ, проживающих на территории микрорайона Купавна.

Любовь и служение Родине - «красная нить» в военно-патриотического воспитания учащихся, центром которого является наш музей. Стенд «История семьи Черниенко» рассказывает о семье учащегося нашей гимназии Юрия Черниенко, в судьбе которого пять поколений военных.

В работе школьного музея принимают активное участие представители всех классов гимназии.

Ребята кропотливо работают с фондами музея, ведут учёт экспонатов музея, занимаются отбором экспозиционных материалов, экскурсионной деятельностью.

Школьный музей активно сотрудничает с родителями учащихся гимназии, ветеранами ВОВ, жителями микрорайона Купавна. Они с энтузиазмом оказывают большую  помощь в пополнении фондов нашего музея, принимают участие в организации памятных вечеров, встреч с почетными гостями.     

        Одним из достижений  музейной педагогики  явился многолетний социальный проект «Твори добро».( С 2008  по 2014 год). Забота о ветеранах, тимуровское движение являются для учащихся гимназии самыми важными в патриотическом воспитании.

Актив школьного музея решил оказать помощь ветеранам Великой Отечественной войны,  пожилым людям, пережившим все ужасы этой страшной войны, проживающим в микрорайоне Купавна,  доставляя им на дом газету «Мой город  Железнодорожный».

В музее  имеется обширная библиотека, насчитывающая несколько сотен изданий по региональной истории и истории ВМФ России. Ребята из научно-исследовательской группы получают прекрасную  возможность для работы с научной литературой.  

Работа в школьном музее  неразрывно связана с краеведческой и поисково-исследовательской деятельностью, имеющую социальную направленность. Организация экспедиций,  знакомство с историческими документами,  работа в библиотеках, переписка, общение с людьми – всё это приводит к повышению образовательного уровня ученика, способствует реализации его личностного потенциала, развитию способности самостоятельно приобретать новые знания и умения.

С каждым годом совершенствуется деятельность  музея, повышается его роль в образовании и воспитании учащихся. Наш школьный историко – краеведческий музей перерос из статуса школьного музея в культурный центр микрорайона Купавна.

«Морской бульвар» – один из экспозиционных залов нашего музейного комплекса.

В феврале 2010 года наша Гимназия праздновала юбилей -  100 лет со дня рождения Адмирала Сергея Георгиевича  Горшкова. В связи с этой знаменательной датой педагогическим коллективом и учащимися была создана зона отдыха для гимназистов 1-11 классов, получившая название «Морской бульвар». Он находится в центральной рекреации 1 этажа. На стенах нашим ученикам представлены стенды о каждом периоде жизни адмирала. 1 стенд посвящен юности и семье С.Г. Горшкова. 2 стенд рассказывает о начале морского пути флотоводца. Следующие 5 стендов посвящены Великой Отечественной войне, рассказывающим об активном участии  С. Г. Горшкова в боевых действиях.  Последние 2 стенда посвящены самым важным событиям в жизни Адмирала - послевоенному возрождению нашего флота и созданию советского океанского ракетно-ядерного Военно-Морского флота.

«Морской бульвар» украшают две витрины с дорогими для гимназистов экспонатами. Это « подарок школьному музею» от каждого класса, от семей в честь 5-летия присвоения Гимназии имени Адмирала Горшкова.

С 2009 года  в нашей Гимназии существует традиция -  ежегодно  наши выпускники оставляют на память о своих классах именной штурвал с пожеланиями, который вывешивается на почетной стене «Морского бульвара». Таким образом, прошлое присутствует в нашем настоящем, и для нас  эта память является очень  ценной, поскольку позволяет сохранять и развивать  межпоколенные связи.

Важным событием в жизни гимназии и микрорайона Купавна стало открытие  на пришкольной площади  памятника дважды Герою Советского Союза Адмиралу флота Советского Союза С.Г. Горшкову. Торжественное открытие памятника состоялось 7 мая 2013года.

С этого времени возникла идея создания  Музея «Под открытым небом» -экспозиции ценных военно- морских экспонатов.

В 2013 году в честь 5-летия присвоения гимназии имени С.Г.Горшкова учащиеся гимназии на торжественной церемонии заложили памятную капсулу с заветом потомкам возле памятника Адмирал Горшков. В завете наши гимназисты обращались к будущему поколению и выражали уверенность в том, что через 20- лет новое поколение сохранит заложенные нами патриотические традиции и любовь к Родине.

В 2016 году на пришкольной площади гимназии установлен Якорь с военно-морского корабля. «Адмиралтейский якорь». Изготовлен в начале XX столетия и находился на судне Северного флота в городе Архангельск. В 2014 году якорь был передан в дар гимназии №9 им. С.Г. Горшкова в знак благодарности за сохранение традиций Военно-Морского Флота России. 

Новая площадка представляет следующие экспонаты:

Мина морская якорная образца 1908 года;

Торпеда СЭТ-40 образца 1962 года

Мина корабельная якорная М-26 образца 1926 года

Реактивная бомбометная установка РБУ – 1200 образца 1958 года

Музей в нашем образовательном учреждении создан «в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся». Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров.

Таким образом, школьный музей - одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Наш музей «Купавинец» является самодеятельным общественным музеем, созданным при инициативе ветеранов, родителей, детей и в результате их исследовательского и творческого труда, сочетает в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения по интересам, творческой мастерской. В настоящее  время он координирует патриотическое, гражданское и общекультурное воспитание учащихся.

Мы работаем  в следующих направлениях: во – первых,  это воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов. Во-вторых, приобщение обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве и исторических и культурных памятников. И, наконец, мы используем традиционные направления деятельности школьного музея: поисковое, фондовое, экскурсионное, пропагандистское, просветительское. Формы работы используются следующие: создание обзорной виртуальной экскурсии по музею,  составление электронного каталога фондов, создание электронных экспозиций: текущих и постоянных.

Электронные материалы нашего музея размещены на отдельном интернет-сайте. Этот электронный музейный материал можно использовать как в учебной, так  и в воспитательной работе.

. В апреле 2017 года ученики Гимназии принимали участие во Всероссийской патриотической акции «Память сердца -  Блокадный Ленинград» в г. Санкт -  Петербурге.

 В этом году учащимися Гимназии  было  инициировано  и организовано создание Альбома Памяти «Бессмертный полк гимназии-Героев Великой Отечественной войны».  В нем собираются данные о членах семьи, внесших свой вклад в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, что является важной работой в деле патриотического воспитания обучающихся, восстанавливается связь между поколениями. В сердцах детей растет гордость за свою семью, ее героическое прошлое.

Итогами   работы является участие в различных  мероприятиях исторической, краеведческой, духовно-нравственной направленности, что положительным образом сказывается на образовательном процессе. Наши  учащиеся вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность по различным проблемам истории, что  помогает лучше усвоить  материал и в дальнейшем  получить  более высокий балл на аттестации.

Таким образом, образовательная функция нашего музея «Купавинец» приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую  востребованность  обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня он становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному  процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому.

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее  происходит в особой эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую  востребованность  обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.

Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности: поисково-собирательской, фондовой, научно-исследовательской, экскурсионно-выставочной.

Открытие музея состоялось в апреле 2005г. накануне 60 - летия победы советского народа в Великой Отечественной войне. Музей создан  на базе краеведческого кружка. Аттестован музей был в 2008 году и получил название историко-краеведческого музея «Купавинец».С 2010 года музей включен в деятельность социокультурного центра и открыт для всех жителей микрорайона Купавна.

Музей гимназии состоит из трёх залов. В каждом зале есть свои бесценные экспонаты.

Учащиеся нашей гимназии поддерживают самые тёплые отношения с ветеранами ВОВ, которые являются частыми гостями школьного музея.  Витрины  хранят  вещи и документы ветеранов ВОВ, проживающих на территории микрорайона Купавна.

Любовь и служение  Родине - «красная нить» в военно-патриотического воспитания учащихся, центром которого является наш музей. Стенд «История семьи Черниенко» рассказывает о семье учащегося нашей гимназии Юрия Черниенко,  в судьбе которого - пять поколений военных.

В работе школьного музея принимают активное участие представители  всех классов гимназии

Ребята кропотливо работают с фондами музея, ведут учёт экспонатов музея, занимаются отбором экспозиционных материалов,   экскурсионной деятельностью.

Школьный музей активно сотрудничает с родителями учащихся гимназии, ветеранами ВОВ, жителями микрорайона Купавна. Они с энтузиазмом оказывают большую  помощь в пополнении фондов нашего музея, принимают участие в организации памятных вечеров, встреч с почетными гостями.

В музее  имеется обширная библиотека, насчитывающая несколько сотен изданий по региональной истории и истории ВМФ России. Ребята из научно-исследовательской группы получают прекрасную  возможность для работы с научной литературой.

 Работа в школьном музее  неразрывно связана с краеведческой и поисково-исследовательской деятельностью, имеющую социальную направленность. Организация экспедиций, знакомство с историческими документами,  работа в библиотеках, переписка, общение с людьми – всё это приводит к повышению образовательного уровня ученика, способствует реализации его личностного потенциала, развитию способности самостоятельно приобретать новые знания и умения.

С каждым годом совершенствуется деятельность  музея, повышается его роль в образовании и воспитании учащихся. Наш школьный историко – краеведческий музей перерос из статуса школьного музея в культурный центр микрорайона Купавна.

Важным событием в жизни гимназии и микрорайона Купавна стало открытие  на пришкольной площади  памятника дважды Герою Советского Союза Адмиралу флота Советского Союза С.Г. Горшкову торжественное открытие памятника состоялось 7 мая 2013года

Одним из достижений  музейной педагогики  явился многолетний социальный проект «Твори добро».

               Забота о ветеранах  актуальна со дня окончания Великой Отечественной войны.

Актив школьного музея решил оказать помощь ветеранам Великой Отечественной войны,  пожилым людям, пережившим все ужасы этой страшной войны, проживающим в микрорайоне Купавна,  доставляя им на дом газету «Мой город  Железнодорожный».

В 2012 году наша гимназия была награждена Почётной грамотой Совета ветеранов городского круга Железнодорожный за развитие тимуровского движения и  за активную помощь ветеранам Великой Отечественной войны.